Виталий Гришутин, известный также как b-boy Лимон, участник шоу «Танцы» на ТНТ, двухкратный российский чемпион по брейк-дансу, 28 ноября провел мастер-класс для учеников брянской школы танцев Rhythmic Warrior.
‒ Виталий, ты родом из Брянска? Как перебрался в Москву?
‒ Да, до 96-го жил в Брянске. Познакомился с ребятами из других районов, которые были тоже неравнодушны к танцам. Начали заниматься. Первые трюки низовые я вообще увидел у попсовых исполнителей, что-то у рэперов подсмотрел, потом увидел прыжки MC Hammer, лунную походку Майкла Джексона, я вообще его фанат. Всё – клипы. И передачи молодёжные вроде «Утренней звезды». Потом нас пригласили танцевать в бежицком клубе «Фантом». На то время там проводились суперсовременные дискотеки с танцорами, диджеями, лазером. Люди туда толпами валили. Однажды нас увидел Костя Райкин, руководитель московского театра «Сатирикон». Он подозвал меня и сказал, что у него есть знакомый в Москве, который мог бы дать мне работу. Я верил, что куда-то можно пробиться, но не знал, как. А тут появился реальный шанс. Конечно, я согласился.
‒ То есть из всей вашей команды Райкин выделил только тебя.
‒ Да, но со временем со многими ребятами мы все равно сошлись. К примеру, тесно сотрудничал в Москве с Алексеем Свиридовым и Лешей Малым.
‒ И куда же устроил тебя Райкин?
‒ О, это история очень забавная. Костя Райкин сказал: «Ты будешь танцевать», о подробностях же умолчал. Я представлял себе участником шоу типа «Утренней звезды» или выступающим в театре. Приезжаю в Москву и попадаю… в Цирк Никулина. Ещё зашёл в манеж цирковой и увидел девочку, которая стояла на одной руке! Это привело меня в шок: как, что мне тут делать? В цирке тогда руководил всем режиссер Валентин Гнеушев, он сам со старой волны брейкеров, когда-то имел свою команду. Даже фильм снял «Танцы на крыше». Так вот Гнеушев сказал, что мне надо посмотреть цирковой спектакль «Ярмарка чудес». В нём я увидел синтез хип-хоп битов, брейкбитовых битов с русскими народными мотивами. И все это непрерывно, как кино. Меня это сильно вдохновило. В данном спектакле в перерыве между номерами у ведущего вырывает микрофон парень и начинает читать рэп под фонограмму, после чего танцует брейк-данс. Вот я должен был занять его место. А потом пришлось разучивать цирковые трюки, учиться садиться на шпагат, прокачивать актерское мастерство. И на классику ходил, у хореографического станка занимался. Когда я туда пришёл впервые, надо мной смеялись. Все были одеты в классические обтягивающие комбинезоны, а я ‒ в кедах потёртых, в штанах «Адидас» с отвисающими коленями, и майке камуфляжной с оттянутым горлом. Я понял, что здесь улица не катит. Надо многому учиться, зачастую наперекор себе, назад дороги нет, иначе придётся возвращаться в Брянск. Такие испытания полезны. Они позволяют ломать что-то в себе и строить новое.
‒ Давно ли ты был в Брянске?
‒ Где-то семь-восемь лет назад.
‒ Изменилось что-нибудь?
‒ Город стал сонным, его надо пробудить. У меня в своё время даже мечта была: поднять здесь молодёжь.
‒ Есть у тебя какие-нибудь награды?
‒ В 99-м я получил свою первую грамоту. На стритболе «Челленджер» Влад Валов, Шеff из «BadBalance», устраивал батл по брейк-дансу. Нас поставили против Риги биться. Та команда была на уровне участников чемпионатов. Потом в 2001-м на «Электрик буги» по верхам выиграл. А так на московских соревнованиях выступал.
‒ Сейчас у тебя своя школа танцев?
‒ Подумываю о собственной школе, но пока преподаю в обычной школе, нечто вроде факультатива. Фестивали для меня остались позади. Я могу поджемить, разрядить обстановку, но не соревнуюсь.
‒ На экране и сцене мы видим в основном молодых танцоров. Что же с теми, кому за сорок?
‒ Человек должен рассуждать здраво. Если его многие начинают превосходить в искусстве танца, возможно, стоит заняться преподаванием. Педагогика – неплохое развитие, большая ответственность. Если правильно передаёшь свои знания, то увидишь плоды своей школы. Что уже приносит большую радость. Кто начинал с истоков ‒ олдскулла хип-хопа, те еще держатся. Кто в коммерцию ушёл: стал хореографом, спектакли ставит. Кто выступает в качестве судьи на соревнованиях и телевизионных шоу. Есть, конечно, люди, которые говорят: я старый, я сыплюсь, это уже не моё. Смысл тогда было годы тренироваться, расти?
‒ Начать заниматься брейк-дансом и подобными танцами никогда не поздно или необходимо тренироваться с малого возраста?
‒ Я слышал истории, когда люди бросают спорт и переходят на брейк-данс. Сейчас информация доступна для любого возраста. Если хочешь научиться, как двигаться на дискотеке, то можно пробовать дома или нанять репетитора. Если настроен серьезно, то должен понимать, что какие-нибудь пацаны будут жечь, как взрослые, и ты вряд ли сможешь их догнать. Должен подумать о том, как не опозориться.
‒ Во многих странах побывал?
‒ Не особо: в Бельгии, Германии… В 2013-м с ребятами ездили в Ниццу, пробовали зарабатывать танцами на улице. Попутно сняли фильм. Когда мы приезжаем на батлы, мы видим одно и тоже, только разного уровня. Но брейк – это ведь не только вращения на полу, это целая жизнь! Историй мало. История ‒ это рассказ о том, как люди едут на соревнования, общаются, чем живут, каков мир вокруг них.
‒ Вот, ты побывал в Европе. Справедливо ли разделение: Мы и Они?
‒ В России намного больше открытых людей, мы сохранили какую-то простоту. Там у людей взгляд на жизнь иной, люди маски одевают. Жалко их, они не могут быть естественными. Брейк всегда делал людей естественными. Сам танец ‒ выражение твоих чувств. Если ты маску надеваешь, то это уже показуха. А мне всегда было интересно, что там, под маской. Впрочем, в последнее время и в России все чаще наталкиваешься на закрытость людей.
‒ Хоть тебе уже не 20, ты участвовал в шоу «Танцы» на ТНТ. Каковы дальнейшие планы?
‒ Мне интересно заняться постановками. Сделать спектакль, который вдохновлял бы зрителей, смотрелся бы, как кино, рассказывал бы о человеке, его проблемах. Чемпионат тоже хорошо. Но би-боев сложно удивить, чтобы они тебе зареспектовали. Зритель более благодарный, даёт классные эмоции. К тому же постановка танцев ‒ это работа с людьми, коллективная, это всегда интересно, ближе мне. Настоящая награда ведь не в кубках и дипломах. Награда – это, когда за тобой идут люди, когда ты можешь не только брать, но и давать.
Алексей Карелин.
Фото автора.