3,5 месяца, 11 тысяч километров, 24 субъекта РФ, 7 городов миллионников — вот основные цифры веломаршрута Владивосток-Клинцы, который преодолели герои нашего времени из Клинцов Николай Ковалев и Виталий Татаринов.
— Уже вернулись в обычный ритм жизни или для вас обычным являются велопутешествия?
Н.К.: Да, уже вошли в привычный ритм жизни.
В.Т.: Сначала не понимаешь, где ты, что ты.
— Расскажите о распорядке вашего стандартного дня по пути из Владивостока в Клинцы.
Н.К.: Просыпались без будильника в 6-7 часов, завтракали и отправлялись в путь. В дороге останавливались у достопримечательностей, памятников. С наступлением темноты ставили палатку, готовили ужин, делились впечатлениями от увиденного за день. И так четыре месяца.
В.Т.: За день проезжали около 120-130 км, скорость разная — от 15-20 км до 7-10 км.
— А как питались?
Н.К.: Утром и вечером готовили сами, обедали по пути в кафешках.
— Перелет Москва-Владивосток или велопробег Владивосток-Клинцы?
— Конечно, велопробег.
— Как отнеслись близкие в этому безумному на первый взгляд маршруту?
Н.К.: Мама не отпускала, переживала, волновалась, но потом смирилась. Готовились заранее, изучали маршрут.
— Чего больше всего не хватало за месяцы поездки?
В.Т.: Не хватало еды, голод чувствовался всегда, денежный лимит был ограничен, на поездку ушло около 60 тысяч рублей.
Н.К.: У меня бюджет был немного больше — 90 тысяч, поэтому на все хватало.
— Был ли момент, когда хотелось остановиться и сказать: «Баста, пересаживаемся на самолет или поезд»?
Н.К. В шутку мы всегда так говорили. А на самом деле никогда бы не пересели.
— Лучший город на маршруте Владивосток-Клинцы?
В.Т.: Самые красивые это Владивосток, Иркутск, Красноярск, Казань. А Нижний Новгород по духу все равно ближе, роднее.
Н.К.: Мне больше всего понравились Улан-Удэ и Нижний Новгород.
— Город, куда не хотелось бы попасть еще раз?
Н.К.: Биробиджан.
В.Т.: Такие города сложно назвать, Пермь, наверно, Набережные Челны — заехали туда все промокшие, а смотреть было нечего, рабочий город, пожалели даже, что сделали крюк в 60 км.
— Регион с самой красивой природой на маршруте.
В.Т.: Приморский край сильно впечатлил: черные березы, горы, сопки.
Н.К.: Понравилась Бурятия. Это центр буддизма России, поразили буддистские статуэтки, большие и маленькие. Бескрайние степи, поля, луга, перепады высот, сопки.
— Самое необычное знакомство, кто помогал, а кто, может, наоборот, отказал в помощи?
Н.К.: Динар Нуруллин, байкер-путешественник, познакомились с ним под Омском, через месяц пересеклись под Казанью, он проехал Монголию, Казахстан. Он приехал специально в Брянск ради нас, кода мы финишировали, такая приятная неожиданность.
В.Т.: Очень впечатлило сибирское гостеприимство. Угощали люди часто медом, огурцами, тушенкой, фруктами. По поводу отказов от помощи скажу так, когда мы посещали музеи, культурные центры, то не всегда разрешали сделать фото на память. Кстати, всего мы сделали за время в пути около 5000 снимков.
— Самый серьезный форс-мажор в пути, с криминалом случайно не сталкивались?
Н.К.: В Забайкальском крае, когда проезжали некоторые населенные пункты, полиция на трассе предупреждала о неблагополучной криминальной обстановке, местных группировках, но все обошлось.
— Сколько вам лет?
Н.К.: 22.
В.Т.: 24.
— Вы еще очень молоды, впереди много поездок, не погорячились ли с маршрутом? Ведь более длинного переезда в России придумать сложно. Или теперь в планах Европа и мир?
Н.К.: Можно и подлиннее маршруты придумать, мы посетили всего 24 региона, в ближайшее время пока продолжительных путешествий не планирую.
В.Т.: Пока не загадывал на будущее.
— Чем занимаетесь в свободное от путешествий время и не мешает ли хобби личной жизни и учебе (или работе)?
Н.К.: Я учусь на последнем курсе магистратуры, работаю параллельно, договорился, пошли навстречу, сдал экзамены заранее, отпустили. Девушка была против, но дождалась (смеется).
В.Т.: Я в настоящий момент безработный, нахожусь в поисках. Общаюсь с друзьями: походы, культурные мероприятия, встречи. Люблю стихи, музыку.
— Не секрет, что на российских дорогах практически отсутствует культура велодвижения. В отличие от Европы и Азии, где повсюду велодорожки и уважительное отношение к двухколесным участникам движения от автомобилистов, у нас водители, мягко говоря, не слишком жалуют велосипедистов. Сталкивались ли с автохамством на дорогах?
Н.К.: Сталкивались, конечно, но не часто. Больше было доброжелательности и понимания. Просто наши дороги далеко небезопасны для велопутешествий. Иногда фура при обгоне проносится в нескольких сантиметрах от тебя, с трудом удерживаешься на двух колесах. А бывает, и притормаживает, сигналит, приветствует, ждет, когда можно по встречке обогнать. Например, дороги в соседней Белоруссии специально оборудованы велодорожками, очень удобно и безопасно. Даже в маленьких белорусских деревушках созданы условия для велосипедистов. У нас в крупных городах-миллионниках нет таких условий.
В.Т.: По сравнению с Белоруссией, где очень следят за чистотой, у нас по обочинам дорог лежит мусор: бутылки, пакеты, консервные банки, где-то больше, где-то меньше, но везде есть. И как с этим бороться — большой вопрос.
— Доживем ли мы до тех времен, когда горожане пересядут на велосипеды, как в Италии, Голландии или Китае?
Н.К.: Хотелось бы, конечно, но верится с трудом. У нас не предусмотрены даже велопарковки, не предназначены города для велосипедистов.
В.Т.: Многие боятся оставить велосипед, часто воруют.
— Станет ли ваш велопробег стимулом для популяризации велотуризма на Брянщине?
Н.К.: Хотелось бы, чтобы наш велопробег стал популяризацией здорового образа жизни, чтобы люди занимались спортом, шли к своей цели, своей мечте. Я сам давно мечтал о таком велопутешествии, долго готовился, почти в течение двух лет, шел к этому, и моя мечта осуществилась.
— Спасибо за интервью и удачи в будущих велопутешествиях.
Фото и видео: ИА «Брянск новости».