Валерий Гришков всегда готов предоставить чистые странички, чтобы их заполнить воспоминаниями

Валерий Гришков всегда готов предоставить чистые странички, чтобы их заполнить воспоминаниями

Профессор Санкт-Петербургской академии театрального искусства, искусствовед Валерий Гришков представил новозыбковцам свою книгу «Владислав Поляков в письмах», посвященную  талантливому художнику и человеку уникальной судьбы, чей творческий путь берет начало в нашем городе. Это не первая книга автора, посвященная новозыбковцам, впереди еще одно издание — о нашем знаменитом художнике  Игоре  Гержедовиче. 

— Валерий Вячеславович, Ваши книги, во всяком случае, две последних из них, это «Генеалогические звенья» и «Владислав Поляков в письмах», так или иначе связаны с городом Новозыбковом и новозыбковцами. Скажите, как выбираете тематику произведений, и откуда черпаете вдохновение?

— В данном случае я пишу о родственниках. Я женат на представительнице семьи Белугиных, большого клана Поляковых, Белугиных, Рожейкиных  из Новозыбкова.  Я собрал весь этот материал в одну книгу «Генеалогические звенья».  Ну а Владислав Поляков — это брат моей жены, художник. Так как я искусствовед, то, естественно, мне сам Бог велел заняться его творчеством.

— Как собираете материал? Насколько сложно и трудоемко работать с архивами?

— В данном случае весь архив у меня дома. Это письма, записки, дневники. Сам Владислав Поляков передавал мне какие-то письма, его друзья. Передавал письма Виктор Афанасьев, это довольно известный литературовед, писатель. А когда ушел Владислав Викторович, он ушел в городе Хволынске, оттуда надо было возить все, что только можно было вывезти: работы, письма,  какие-то документальные вещи. Кроме того, вывезли еще из Подмосковья, где у него была  комната, и там были его работы. И вот все это собралось в одной куче в Петербурге. Теперь я «копаю» то, что у меня имеется.

— На какой круг читателей рассчитана книга?

— Книга «Владислав Поляков в письмах» отражает годы жизни художника с 1944 по 1962 год. Полякова привезли сюда в детском возрасте. Он здесь жил несколько лет, в основном, в больнице. Семь лет он жил в больнице. И это было время, когда с 12-13 лет начинается понимание личности человека. Он лежал в гипсовой кровати, где и повернуться нельзя. Было много всяких неприятных моментов, паралич полный, где ни рукой, ни ногой не двинуть. И вот он раздумывает о себе, раздумывает о своем месте в жизни, о том, что собой представляет художник, каким он должен быть, художник и общество, художник и сам, личность его. Он описывает это в письмах к своему школьному приятелю  Игорю Гержедовичу.  Были письма и его родственников,  показывающие,  как жил человек, какие взаимоотношения были с людьми. И интересно то, что здесь проявилось с одной стороны выявление характера человека, его становления как личности,  кроме того, видно в каких условиях он жил. На костылях он приехал в Пензенское художественное училище, и там надо было учиться, там надо было снимать комнату, а он в корсете, на костылях, потом с палочкой. Вот как он шел, как брал от жизни все, что только можно в своей области. Плюс литература, плюс музыка, плюс шахматы, плюс еще что-то такое. И вот опять становление человека все дальше, дальше, дальше. Основа была заложена здесь. Основа была какие-то определенные навыки в области искусства были даны Чернышевским Петром Акимовичем в Доме пионеров (ныне Дом детского творчества — прим. редакции». Вот  все это интересно, как мне кажется.

— Своего рода это «Повесть о настоящем человеке»?

— В общем-то да.

— Кто-то из Новозыбковцев может прочесть о себе или о своих родственниках? Все-таки довольно продолжительное время Владислав Поляков здесь жил. Наверняка, он описывал в письмах и взаимоотношения с окружающими его людьми.

— Не очень много. Это не ставилось задачей. А вот будущая книга, ее условное название «Воспоминание художника» или «Воспоминание о художнике», вот там будет много о жителях города. Там  есть такая глава о соседях, о начале войны, о семье, о школьных годах. Вот тут о жителях города можно прочесть очень много.

— Вы сейчас над этой книгой  работаете?

— Да. Выход этой книги зависит от возможностей материальных. Я не могу истратить большую сумму. Возможно  сделать издание по подписке, набрать какой-то определенный тираж и отпечатать его в Санкт-Петербурге.

— А насколько вообще затратно  издание книги?

— А это уже как устроишься. Вот, к примеру, эта книга «Владислав Поляков в письмах» —  500 страниц, фотографии.  Авторские по идее надо платить. Я автор, я не плачу себе. Корректор, редактор, это опять же моя семья. Я здесь оплачивал макет и печать.  Книжка стоит, учитывая мои затраты, 1100 рублей при тираже в 100 экземпляров. Естественно, что при большем тираже, стоимость будет меньше.

— Можете назвать книгу, над которой Вам было более интересно работать?

— В начале все книги интересные. А потом потихонечку эта работа начинает приедаться: все-таки не один месяц и не два. Вот также как редактор смотрит, или корректор, у него устает глаз, замыливается. И вот здесь тоже самое, замыливаются глаза.

— Были и у Вас случаи, когда начиная работать над книгой, Вы, в общем-то, строили себе план,  шли по нему, а потом уже в процессе работы обнаружились какие-то факты, которые поменяли бы направление.

— Кардинально нет, потому что идея в этих книжках была определенная. Дополнения, исправления, конечно, были. Вдруг кто-то что-то сказал, вдруг что-то не то. А вот чтобы изменить план книги кардинально, перевернуть с ног на голову, такого у меня не было ни в одной книжке.

—  Где горожане могут увидеть, прочитать Ваши произведения?

—  В центральной  и районной библиотеках. Туда отправили по экземпляру.

— А на каком этапе сейчас работа над Вашим новым произведением?

— Тексты собраны, написаны, воспоминания собраны, взяты у вдовы Игоря Владимировича Гержедовича, фотографии и рукописи взяты оттуда же. Уже сделано оглавление. Сейчас идет редактура. А дальше надо будет наполнять иллюстрациями, фотографиями, которые тоже уже подобраны в той или иной степени. Я обращался к слушателям с тем, чтобы если кто-то что-то знает, кто-то хочет написать, то я всегда готов предоставить эти странички. Чистые, чтобы их заполнить текстом.

— Творческих Вам успехов,  ждем Ваши книги.

— Это будет зависеть от финансовой поддержки. В конце книги имеется мой электронный адрес. Вероятно, можно будет обращаться в газету вашу и библиотеку. Так что информацию можно будет получить, вероятно, по всем этим трем адресам.

— Спасибо за интервью.

Фото: ИА «Брянск новости».

Беседовала Ольга Макушникова.

Оставить комментарий

Лента новостей

Поезд N139 Санкт-Петербург – Брянск прибыл в конечный пункт сегодня с опозданием на четыре часа

Более 560 энергетиков «Брянскэнерго» ликвидируют последствия непогоды

В Брянском краеведческом музее напомнили приметы на Матрёну зимнюю

Тяжелый грузовик протаранил два автомобиля на встречной полосе под Брянском

Авария с двумя пострадавшими в Выгоничском районе

Больше всего от налипания мокрого снега пострадал Советский район Брянска

В Брянской области за минувшие сутки потушено три пожара

Мамы с колясками пожаловались на дороги в Новозыбкове

По поводу отсутствия урн на улицах города власти Новозыбкова дали обтекаемый ответ

Воду и свет возвращают жителям Новозыбкова

В Суземском районе сгорел жилой дом 

В жуковской деревне Брянской области спасена женщина

В Климовском районе при пожаре погиб мужчина

Энергетики «Брянскэнерго» оперативно ликвидируют последствия новой волны непогоды

При пожаре в Брянске погибли бабушка и внук

Брянские энергетики оперативно устраняют локальные нарушения электроснабжения

В Брянске перед судом предстанет обвиняемый в грабеже у светофора

Житель Жуковского района, насмерть сбивший велосипедистку, отправится в колонию-поселение

Двум матерям из Брянска вручен орден «Мать-героиня»

Трое пассажиров перевернувшегося автомобиля госпитализированы в больницу

На брянской трассе легковушка влетела в стоящий КАМАЗ

В Дятьково суд обязал выплатить компенсацию провалившейся в открытый люк женщине

Судебные приставы Брянской области собрали гуманитарную помощь 59 танковому полку