Брянский сенатор Сергей Калашников считает, что существование ФОМС воспроизводит неприемлемую для России модель.
Он находит тому две причины: первая, считает парламентарий, заключается в потере в организации здравоохранения ключевых принципов функционирования, вторая связана с нехваткой средств. Растет безработица, снижается покупательская способность населения, реальная зарплата и соответствующие отчисления в фонд обязательного медицинского страхования падают, что ведет к тому, что в субъектах не хватает денег на выплату взносов ОМС для неработающего населения. «Большинство регионов сегодня несут нагрузку, которую они не в состоянии выполнить, и узел этих проблем завязан на Фонде обязательного медицинского страхования», — считает сенатор.
«Проблемы существовали с момента принятия закона об ОМС и начала его реализации в 90-х годах. Однако те положительные явления, которые привнес ФОМС в тот период, перекрывали все недостатки. А положительным было то, что до 2001 года в период резкой нехватки денег, «окрашенные деньги», которые целевым образом шли на медицину, по сути, в том момент спасли медицину», — сказал Сергей Калашников.
Однако в последнее время, когда в бюджете появились деньги, а право на получение обязательной медицинской помощи закреплено в конституции России, Фонд обязательного медицинского страхования стал тормозом, считает парламентарий.
«Мы отказались от территориального признака организации здравоохранения, от модели Симашко, которая была в Советском Союзе, той модели, по которой живет сегодня половина стран мира, относящихся к эффективному здравоохранению. Суть той модели заключается в том, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Вместо этой идеи ФОМС была выдвинута идея о том, что деньги должны следовать за пациентом», сокрушался в ходе своего выступления сенатор.
Второй недостаток системы ОМС, по мнению Сергея Калашникова, заключается в ориентации на услуги и пролеченные случаи. Страховые случаи ФОМС полностью выкидывают из здравоохранения такие важнейшие направления как превентивная медицина, паллиативная помощь, долечивание, реабилитация, профилактика. Социально-обусловленные заболевания через ФОМС никак не финансируются, как и их предупреждение и нивелирование, отметил Калашников.
«За что мы платим деньги? Страховые компании, частные страховые компании являются непонятными посредниками – промежуточным звеном между ФОМС и лечебными учреждениями. Получают два процента от перечисленных денег на свое пользование, и 10 процентов на сэкономленные деньги, там, где они взяли штрафы, и живут, не бедствуют. Только в прошлом году они страховые фирмы получили 60 миллиардов рублей. При нынешних размерах финансирования здравоохранения, достаточно сказать, что только для того, чтобы обеспечить всю детскую онкологию соответствующими для лечения лекарствами, нужно всего лишь семь миллиардов рублей. Но у нас их, к сожалению, нет», — сетует сенатор.
Сергей Калашников в очередной раз подчеркнул, что государство не может контролировать ситуацию, когда Фонд ОМС убирает из системы здравоохранение существенную часть денег, которая могла бы пойти на помощь людям, и создает систему, которая не позволяет лечить болезни на подходе, а делает акцент на высокотехнологической медицинской помощи.
Для построения эффективной модели здравоохранения, необходимо сосредоточить усилия на воссоздании той системы здравоохранения, что констатировал ВОЗ в 1978 году в Алма-Ате, когда признал российское здравоохранение лучшим в мире, заключил парламентарий.