Заместитель прокурора Фокинского района Брянска обратился в суд с исковым заявлением о взыскании с М.С. Ковтуна в пользу Российской Федерации в лице Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области 29 852 435 рубля 27 копеек. В обоснование требований прокурор указал, что уголовное дело в отношении Ковтуна, обвинявшегося в уклонении от уплаты налогов в крупном размере (ч.1 ст.199 УК РФ), прекращено в связи с истечением сроков давности уголовного преследования. Вместе с этим ООО «Брянский завод трубопроводной арматуры», директором и учредителем которого был Ковтун, необоснованно уменьшало налогооблагаемую базу по НДС путем предоставления в налоговый орган заведомо ложных данных (счетов-фактур) от спорных контрагентов, уклонившись таким образом от уплаты налогов.
Так как ООО «БЗТПА» фактически не осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, а производство по делу о его банкротстве прекращено из-за отсутствия средств для финансирования процедуры банкротства, истец просил суд взыскать с ответчика в пользу Российской Федерации в лице УФНС России по Брянской области причиненный материальный ущерб в размере 29 852 435 руб. 27 коп.
Сам ответчик посчитал, что обязанность по уплате налога должна быть возложена на ООО «БЗТПА».
Фокинский районный суд Брянска установил, что ООО «БЗТПА» хоть и не ликвидировано в установленном законом порядке, но фактически финансово-хозяйственную деятельность не осуществляет, в связи с чем взыскание с него налоговой недоимки и пени в порядке налогового законодательства невозможно.
Исковые требования прокурора удовлетворены – с ответчика взыскана указанная сумма ущерба и госпошлина в размере 60 тыс. руб.
Ковтун обжаловал это решение в Брянском областном суде, однако апелляционная инстанция согласилась с тем, что привлечение к гражданско-правовой ответственности физического лица за вред, причиненный им государству в размере подлежащих зачислению в бюджет налогов организации-налогоплательщика, возникший в результате уголовно-противоправных действий этого физического лица, возможно, если сама организация-налогоплательщик фактически является недействующей, что в данном случае и было установлено судом.