Полгода новозыбковскую межрайонную прокуратуру возглавляет Александр Козлов (на фото). Что изменилось в работе ведомства, в чем специфика работы в Новозыбкове, с какими проблемами приходят горожане в надзорный орган и какими должны быть идеальные отношения прокуратуры и населения. Об этом Александр Козлов рассказал в интервью нашему корреспонденту.
— Александр Сергеевич, за полгода, что Вы возглавляете Новозыбковскую межрайпрокуратуру, что изменилось в работе ведомства?
— Больших изменений не произошло, потому что работа прокуратуры строится в соответствии с планами генеральной прокуратуры, прокуратуры области, своими планами. Ну, конечно, в некоторых моментах активизировали работу: надзор за следствием и дознанием, больше выявлено нарушений в сфере защиты прав несовершеннолетних и т. п.
— Есть ли особенность работы именно в Новозыбкове?
— Конечно есть. Город Новозыбков и Новозыбковский район — центр Чернобыльской катастрофы Брянщины, где сложилась своеобразная специфика работы. На людях тоже откладывается отпечаток. Сказывается и менталитет: все-таки, центр старообрядчества как области, да и наверно, всей России. Люди имеют свои устои, свой характер. Это я сразу почувствовал с первых дней работы.
— И в чем это выражается?
— Я думаю все-таки здесь, если взять характеристики старообрядцев, все-таки люди немногословны, со своей оценкой разных вещей, в свою сторону, можно сказать, в хорошем смысле слова. Интересно.
— С какими результатами подошла к финалу 2016 года новозыбковская межрайпрокуратура?
— По всем направлениям надзора больше выявлено нарушений, как в свете защиты прав и защиты интересов граждан, так и при надзоре за следствием и дознанием. По итогам 11 месяцев мы перекрыли показатели прошлого года.
— Чаще с какими вопросами обращаются в прокуратуру жители?
— Больше всего к нам обращаются граждане при нарушении прав и свобод. Сюда можно отнести нарушения трудового законодательства, в сфере ЖКХ. Также много вопросов в сфере экономики. Это и иски различные, и возмещение ущерба. Идут по всем вопросам, начиная с жилищных, коммунальных. По дорогам очень много жалоб.
— Были ли жалобы на задержки зарплаты?
— Ситуация с выплатой заработной платы удовлетворительная, но по сравнению с прошлым годом, мы больше выявили нарушений. Даже дважды возбуждали административные производства — ставили вопрос о дисквалификации руководителя предприятия. Наиболее злостное предприятие — это ООО «Теплон» (Новозыбковский район), там есть задержки зарплаты. Вроде бы после последнего привлечения руководителя к ответственности, ситуация с места сдвинулась, но будем контролировать.
Также есть «Станкостроитель», тоже есть жалобы, где не выплачивается заработная плата. И конечно, самая сложная ситуация сложилась в Новозыбковском районе, это связано с выплатой заработной платы работникам бюджетной сферы. В связи с недофинансированием или отсутствия финансирования есть задержки заработной платы, но власти района принимают меры. Я думаю, они к концу года выплатят. Учителя, работники самой администрации не получают заработную плату своевременно. Район дотационный, своей промышленности нет, поступление налогов там незначительное.
— Примерно год назад областная прокуратура оперативно начала принимать меры по отмене муниципальных пенсий бывшим чиновникам. Каковы результаты работы в этом направлении?
— Не отмены, а привидение в соответствие. Имелись расхождения в положениях этих выплат. Не соответствовало ряду нормативно-правовых актов как субъектов, так и федеральным. В связи с этим, в межрайонную прокуратуру вносились акты, в органы местного самоуправления, для приведения их в соответствие. Отменить мы не можем полностью пенсии, либо доплату, потому что это предусмотрено федеральным законом. Единственное, что пользоваться данными выплатами они могут только при достижении пенсионного возраста. Это уже принято и это уже отслеживается. Раньше могли уходить по выслуге, при не достижении пенсионного возраста.
— Не так давно прокуратура выявила, что магазин в Новозыбкове продавал продукты с истекшим сроком годности. Как часто торговые точки города и района грешат подобными нарушениями, и каковы результаты этих проверок?
— Я такую статистику сказать не могу, потому что мы данную проверку проводили по заданию прокуратуры области. Я думаю, это случаи не единичные, что выявляется. Многие граждане обращаются, когда сами выявляют просрочку. Нормальный хозяин магазина или торговой точки, я думаю, пойдет на встречу, чтобы не поднимать шум. Мало того, что придется возмещать ущерб, но еще и можно быть привлеченным к административной ответственности, что тоже не очень приятно. Люди знают все эти точки, где какой у нас продукцией торгуют.
— Правоохранительные органы в последнее время активно борются с коррупцией в стране. У нас как обстоят дела?
— Это больная тема для Новозыбкова и Новозыбковского района. За текущий год у нас практически не выявлено коррупционных преступлений.
— Так может их нет просто?
— Хотелось бы верить, что их нет. Но данные нарушения, я думаю, все равно есть. Просто не активизирована работа. Конечно, я не могу оценивать работу всего отдела, их руководство оценивает. Ну, я считаю, это кадровый голод. Имеется некомплект сотрудников по всем службам в данном направлении. Потому что выявить коррупционное преступление очень сложно, оно латентное, не всегда люди идут на контакт с правоохранительным органами, рассказывают грубо говоря о бытовом взяточничестве, как у нас сейчас называют. Скажем, чтобы решить какую-то проблему, люди умышленно идут, предлагают денежные средства. К сожалению, не всегда данная проблема решается в соответствии с законом. Но чтобы получить конечную цель, люди на это идут. А раз для получения конечной цели он предлагает какие-то материальные блага, он будет молчать, потому что он может потерять. Такое имеет место.
— Как отучить людей давать и брать взятки?
— Я думаю, на это нужно время. Прежде всего, каждый должен исполнять то, что ему положено. Люди должны понимать, что не все можно решить с помощью денег. То, что ты получил незаконно, это провернется на исходную.
— Как Вы оцениваете сегодня работу полиции в плане обеспечения нашей безопасности?
— Я думаю, это должны оценивать граждане. Пока, насколько я знаю, по улицам ходить можно. Я думаю, удовлетворительно. Кражи, конечно, совершаются. Раскрываемость хотелось бы лучше, но ситуацию полиция может контролировать как в криминальном смысле, так и в других, потому что у нас можно спокойно ходить по улицам. Это главный критерий, когда можно выйти вечером, пройтись с ребенком. Люди, конечно, переживают, но боязни, я думаю, пока нет. Это самая главная оценка.
— Александр Сергеевич, расскажите о приоритетах Вашей работы в новом году?
— О приоритетах говорить сложно, но я хочу, чтобы у нас прошел отопительный сезон спокойно, без каких-либо происшествий, чтобы не было у нас социальных взрывов, чтобы люди получали заработную плату, чтоб меньше было выявлено нарушений. Вот это главное. Чтобы люди получали то, что они могут получить в соответствии с законом.
— На Ваш взгляд, идеальные отношения прокуратуры с населением — какие они?
— Я думаю, доверительные, должны быть. Но без злоупотребления. Потому что, я вам скажу, зачастую люди имеют уже отказ, даже судебные решения не в их пользу, они приходят в прокуратуру. Мы обязаны рассматривать все жалобы и обращения граждан. Ну и зачастую, эти обращения отнимают тоже массу времени. Но человек пришел, мы обязаны его принять, рассмотреть его обращение. Не всегда в его пользу, что вызывает возмущение со стороны людей, но что делать. Такое случается у нас.
— Спасибо за интервью
Беседовала Светлана Бухарова.
Фото: ИА «Брянск новости».