Получение компенсаций за сдачу «чернобыльского жилья» с начала нулевых годов стало прибыльным бизнесом. В деятельность организованных групп были вовлечены оценщики, специалисты по технической инвентаризации, сотрудники органов государственной регистрации недвижимости, нотариусы, работники местных администраций. Одной из причин криминализации данной сферы стала неэффективная работа всех уровней власти, как органов, непосредственно реализующих мероприятия «чернобыльской программы», так и правоохранительных и контрольных органов. Об этом было заявлено на совещании в правительстве региона.
— Каждый, кто хотел сдать дом по мошеннической схеме, прекрасно знал, к кому подойти, заявил брянский губернатор. — Я ставил задачу найти тех, через кого шли все эти миллионные потоки, а они все за границей! А сегодня мы начинаем обвинять простых людей, жителей… А раньше силовые структуры не знали, что на юго-западе области происходит? Кто был руководителем этого преступного сообщества? 28 человек их было на начало моей работы! Я помню, что в 2014 году глава Стародубского района Александр Владимирович Подольный повез меня в село Нижнее и показал, как эта схема работает. А схема простая: сдавали два дома, один — кирпичный, другой — из досок, в одном порядочная семья жила, в другом — неблагополучная, и одним дали 800 тысяч, другим — 200! Причем 200 — тем, у кого кирпичный дом. Я тогда спросил, а почему вы согласились? Потому что неблагополучная семья и возмущаться не станет. А другая семья сразу задумалась: «А вдруг потом скажут вернуть, где мы такие деньги возьмем?». И так жил весь юго-запад области! — сказал Александр Богомаз.
По словам главы региона, сегодня те люди, которые осуждены и сидят, на самом деле стрелочники, которые погнались за легкими деньгами. И они получили эти деньги в виде 10–20 процентов стоимости жилья, что сдавалось. А жулики получили полностью весь навар и остались вне подозрений.
Начальник отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Брянской области Светлана Михеева рассказала о выявленных прокуратурой случаях нарушения закона, когда люди сдавали жилье, получали компенсацию, а на деле продолжали и дальше жить в своих домах. При этом, как отметила Светлана Михеева, в последние четыре года ситуация с выплатами за сданное жилье кардинально изменилась: сумма выплат компенсаций уменьшилась с 7,6 млрд рублей в 2012 году до 50,5 млн рублей в 2019 году.
Одна из мошеннических схем была выявлена директором департамента по строительству Брянской области, для реализации которой целый отдел департамента, под покровительством высших должностных лиц, стал на путь преступления. Сегодня полномочия в сфере предоставления компенсации материального ущерба переданы от департамента строительства департаменту семьи, социальной и демографической политики. И сегодня делается все, чтобы не повторилась ситуация тех лет.
Фото: Александр Богомаз.